читать дальшеКогда родители воспитывают детей, они не задумываются о последствиях того или иного
своего поступка. У них весьма примитивное мышление на уровне «как в данный момент
воздействовать на ребёнка, чтобы с гарантией никогда больше этого не происходило?». Им
важна не положительная ситуация в общем и целом. Не чтобы прошли прыщи по всему телу,
а чтобы данный конкретный прыщ больше не вылезал.
- Вырежем! И неважно, что там останутся шрамы! А если закрыт травм пункт, то вырежем
сами кухонным ножом. Кухонного ножа нет – вырежем лезвием.
Они не задумываются о долгосрочных результатах своих поступков. Им важен результат
здесь и сейчас.
Любого родителя можно рассмотреть как тренера. Тренера, который чему-то учит ребёнка.
Причём не просто каким-то теоретическим знаниям, а даёт практическую пользу, т.е.
«натренировывает» ребёнка. Встраивает поведенческий навык. Как тренер по баскетболу
учит своих подопечных, чтобы мяч попадал в кольцо. Так же и родители учат своего ребёнка,
например, тому, чтобы ему по жизни попадались только хорошие и приятные женщины, не
проститутки, которые бы не кидали его, и которых бы не кидал и он сам, и, в конце концов,
выбрать из них себе жену, завести детей и жить долго и счастливо.
Эффективный тренер это тот, который в начале показывает, что он, безусловно, превосходит
своих учеников на данном этапе, потом, по прошествии некоторого периода обучения, он с
ними сравнивается, а потом даже начинает имитировать то, что ученики умеют лучше, чем он сам. Чтобы ученик почувствовал, что он перерос своего учителя и тогда он от этого сильно
проникается. Это та точка, которая делает предложение цельным и законченным.
Родители в России не способны на понимание таких элементарных вещей. Это вот та самая
тупорылая совковая ментальность! Они способны лишь на то, чтобы выпендриваться перед
своими детьми и повышать собственную самооценку, унижая ребёнка такими фразочками
как: «Я кандидат наук, а чего ты добился?!!». При этом они почему-то забывают, что ребёнку
двадцать лет, а им сорок пять, и кем они сами были в двадцать лет.
На Западе люди не боятся старости. Потому что существуют регулируемые государством
эффективно работающие пенсионные фонды. Потому что существуют стабильные банки, в
которые люди делают вклады всю свою жизнь. Потому что есть инвестиции. Там человек
знает, что если он будет работать двадцать пять лет своей жизни, то в старости он будет
обеспечен и сможет с пятидесяти пятилетнего возраста отлично жить на свою пенсию.
В России никогда ничего этого не было. Поэтому как делают у нас? У нас совершают самый
тупой и маразматичный вид инвестиций – вкладывают в детей! То есть ребёнка растят НЕ для
того, чтобы он вырос и рос полноценной жизнью, а для того, чтобы был кто-то, кто бы мог
обеспечивать их в старости. «Чтобы был кто-то, кто подаст стакан воды». Это полная
тупость! Потому что при данном подходе полностью игнорируются способности ребёнка, его
стремление, его «Я» и всё остальное.
Почему ребёнку не дают развиваться самостоятельно? А потому что если родитель всю свою
жизнь хотел стать главным бухгалтером, но он настолько тупорылый, что он не смог в этой
жизни даже выползти на главбуха, то он сделает всё возможное, чтобы его ребёнок им стал.
Он загнобит любовь ребёнка к музыке, к транзисторам, к науке, к женщинам, главное иди и
зубри эту долбанную бухгалтерию, аудит, экономическую теорию! Он порвёт по швам свою
задницу, но сделает так, чтобы его «кровиночка» стала главным бухгалтером! А после этого
он будет рассказывать каким-нибудь таким же тупым баранам, как он, истории:
- Вот мой сынок теперь работает в ЛУКОЙЛе в Когалымском отделе главным бухгалтером!
Я могу понять мужика, который
выпендривается совместным предприятием с итальянцами по производству минеральной
воды и ещё чего-нибудь. Но когда какая-нибудь тетка выпендривается тем, что её ребёнок
работает в «Сибнефти» начальником установки и получает при этом зверское бабло, и он
такой ценный сотрудник, то это такой верх маразма, дебилизма и тупости! Фактически, она
говорит о том, что она такая тупая, что сама не смогла в этой жизни ничего добиться,
но зато она разбила свою морду об стол, но сделала-таки своего ребёнка главбухом!
Детям говорили такие вещи, что «Жить надо на одну зарплату», «Не лезь ты в
бизнес, ничего у тебя не получится», «А вот не надо было это делать!». Постоянный анализ
прошлого, «А вот если бы!», «А вот надо было вот так!». Вот это «Надо было бы!» мне так
достало! «Вот, ты не сделал, а надо было вот так сделать!». Хотя бы похвалили бы, что
так хотя бы сделал! Например, было: «У тебя вот 4, а у кого-то там 5! Что
ты хуже что ли?». Или сделаешь что-нибудь, и говорят: «Хорошо, но надо было вот
так!». Или «Хорошо, но можно было лучше!».
Когда этот ребёнок вырастает, для него становится сложно что-либо начать. Потому что у
него начисто атрофирован «рефлекс первой зарубки». Для того чтобы пойти и срубить
дерево, на самом деле ничего сложного не надо. Взял топор, пошёл, срубил. Но 90% энергии
человек тратит на то, чтобы взять топор, пойти и нанести первую зарубку. У такого человека
это рефлекс полностью атрофирован! Он не знает, с чего ему начать!
Ещё одна патовая ситуация наступает тогда, когда ребёнок встает на «европейскую тропу».
Что это значит? Поясню на своём примере.
Математика мне в школе давалась на четвёрку. Химия мне давалась на пятерку. В химии я
был бог. Я налету схватывал все эти уравнения. У меня хорошо развито зрительное
воображение, а в химии это главное! Поэтому я мог в восьмом классе средней школы вертеть
в голове трёхмерные модели молекул и видеть где, какие располагаются радикалы.
Математика мне так не давалась. Но я учился в физико-математическом классе, и мне мать
постоянно капала на мозг:
- В химии ты, конечно, молодец, но где пятёрка по математике?
Из-за этого у меня началось складываться ощущение вины перед родителями и перед самим
собой.
Тогда возникает это ощущение и постоянно капается на мозг родителями, что, дескать, ты
тупой, раз не знаешь чего-то там. Каждый здесь может вписать своё. Живопись, если в семье
художников, музыку, если в семье музыкантов.
Если у ребёнка постоянно сидит чувство вины, за то, что он не умеет и не знает, то дальше
происходит то, что ребёнок встаёт на эту самую «европейскую тропу». Это означает
«наступить на горло своим страхам», «преодолеть себя», «жизнь в борьбе» и так далее.
Что собой представляет «восточная тропа»? У каждого человека в жизни есть «свой путь». Он
определяется просто. Сначала нужно задать себе вопрос: «Что мне нравится?» и уже из того,
что нравится задать вопрос: «Что у меня получается лучше других?». Им и нужно заниматься, в этом счастье. Вот это «восточный путь».
А «западный» или «европейский» путь это следующее:
- Если не даётся бухгалтерский учёт, то во что бы то ни стало ты должен-таки стать
бухгалтером! Если тебе не даётся музыка, то если ты не станешь композитором, то ты
несостоявшаяся личность! Мы на тебя
потратили пять лет жизни, а ты своими кривыми ручонками по клавишам в пять лет ещё
долбить не умеешь!
А ребёнок это всасывает. Причём не просто всасывает, а ещё и живёт с этим всю жизнь. Пагубность этого пути заключается в том, что у человека не остаётся никакой радости, только
фрустрации. Потому что радость от достижения результатов настолько далека и иллюзорна,
что человек просто психически и эмоционально выгорает, наступая на горло своим страхам,
на свои желания, устремления и всему остальному. Если ребёнок живёт не свою жизнь, а
родительскую, то счастья в жизни у него не будет НИКОГДА. Даже если
он достигнет тех результатов, которых от него хотели, то никакого удовольствия он от этого
не получит. Он придёт к своим родителям и скажет:
- Ну что? Видите, я стал таки этим пианистом! Довольны?
- Почему же ты в своей жизни не счастлив? Ты же стал главбухом в ЛУКОЙЛе!
Сколько я встречал людей, которые живут не для чего-то, а вопреки чему-то. Потому что в
детстве ему долбили «ты должен учить математику!», у человека уже отрыжка на эту
математику, но у него подсознание настолько пропитано этим, что он до зубовного скрежета
будет грызть эту линейную алгебру, вгрызаться в тригонометрию и брать тройные интегралы
для того, чтобы доказать самому себе, что он может. Сколько я видел людей, которые лет в
пятьдесят-таки становились этими докторами физмат наук, а потом элементарно спивались,
потому что вся жизнь прошла, а удовлетворения он неё нет никакого.
Почему у него так получилось? А потому что он всю жизнь занимался не тем, что ему
хотелось на самом деле. А занимался он этим не для себя, а вопреки, чтобы доказать
родителям и самому себе, что он всё-таки может!
Попытки соответствовать и-таки, сделать то, что хотят родители и получить ратификацию,
что «ты молодец, ты смог» не принесут ни счастья, ни удовлетворения. Это путь в никуда.
Вот что такое «западный путь».
Молодой человек живёт с оглядкой на родителей, то есть рефлексия происходит за счётродителей. Если родители его поощряют, он это будет делать и дальше. Например, он увлёкся
катанием на коньках. Прекрасное увлечение! Почему бы родителям не сказать:
- Какой ты молодец, ты так замечательно катаешься на коньках!
Что обычно говорят:
- Ты что, опять на свой каток попёрся? А ну, иди уроки учи!
Тут, вроде как, и родителей можно понять. Потому что им так проще. Их вызовут в школу, им
вставят пропистон в одно место. Директор скажет:
- Что это у вашего посещаемость никакая, успеваемость ниже средней.
Вы уж определитесь, или вы с директором против своего ребёнка, или с ребёнком против
директора. Выбирайте, господа родители. А иначе в будущем получится такая ситуация, что
вроде жаба уже душит, вроде и долгов пятьсот тысяч, вроде надо что-то делать, а делать нет
желания. Потому что элементарно отбивается даже не желание кататься на коньках,
отбивается желание паять этим паяльником, отбиваются любые желания ВООБЩЕ, как
таковые! Любые попытки, просто пойти что-то взять и сделать отбиваются на корню.
Полностью. Про какой-то там бизнес вообще можно сразу забыть!
Что такое невротизация? Процесс невротизации, на самом деле, очень прост. Ребенок
воспитывается теми,
которые и сами страдают
невротизированностью, и резкими перепадами настояния, и желанием
отрываться на своих детях. Женщина, удовлетворённая и живущая в гармонии со своим
мужем, и имеющая свою личную жизнь, не будет гиперопекать ребёнка. Она не будет
трястись над ним и посвящать ему всю себя. Она не будет подавлять своего ребёнка и
проецировать на него свои страхи, комплексы и желания.
Самое интересное начинается тогда,
когда ребёнок берёт и заболевает. Ему плохо. Что происходит со стороны родителей?
Происходит гипервыплеск огромной волны внимания, любви, ласки, тепла и заботы. Потому
что ребёнка хотят окружить позитивными эмоциями, чтобы его организм побыстрее
справился с инфекцией и быстрее восстановился. У ребёнка формируется такой шаблон, что
«когда мне плохо – мне оказывают всяческую поддержку и вливают позитив». Он испытывает
эйфорию. А потом этот шаблон переносится во взрослую жизнь под видом «для того, чтобы
мне было хорошо, я должен сначала пострадать!». То есть, получение позитива через негатив.
Это проявляется практически во всех моментах жизни! Хорошо через «плохо». Такая
парадоксальная реакция. Детская реакция, потому что ребёнок ещё не может
проанализировать ситуацию своим умом, у него ещё не достаточно развито логическое
мышление. Но в подсознание эта модель закладывается. А потом получаются такие люди,
которые сами себе создают проблемы, для того, чтобы компенсировать потребность в
позитивных эмоциях.
Не могут люди жить спокойно, когда рядом кому-то хорошо. Сразу начинает давить жаба.
Настолько жадные до чужого счастья! А потом все удивляются:
- Где же оно счастье, где оно? Мы счастья не увидели, вот хоть ты увидишь… Мы своей
жизнью пожертвовали ради тебя, чтобы ты был счастлив.
Но вот не дай бог хоть крупица счастья на твоём лице проявится, тут же подойдут и спросят:
- Опять чем-то обдолбился? Что-то ты больно радостный. Работаешь, наверное, мало! Что-то
тебе больно легко живётся. Больно много смеёшься!
С утра встаёшь, приток гормонов, хорошо, повышенная двигательная
активность и тут ты вдруг вспоминаешь, что если сейчас ты выйдешь улыбающимся к столу,
к этому «семейному столу» тут тебе скажут:
- Чего такой радостный, а уроки-то ты выучил?
Вот, когда ребёнок запарился за этими уроками так, что у него уже шары на лоб лезут, вот
тогда они подойдут и «погладят белобрысенький кучерявенький лобик своей доброй
материнской ладонью».
А вот если ребёнок прибегает с улицы и лыба до ушей, то тут сразу:
- Что, опять бегаешь! Хоть бы уроки выучил!
А потом эти дети приходят и говорят, что у них ничего не получается, всё из рук валится и
вообще ничего не охота делать! Как, дескать, нам быть? Как повысить мотивацию? Чего тут
«повышать мотивацию», когда всё на корню отбито!
Нельзя уродовать своих детей! Детям надо просто не мешать развиваться. Нельзя
рассматривать ребёнка, как свою игрушку, как продолжение своей жизни и своего эго.
Ребёнок - это совершенно другой человек и пытаться его к чему-то принуждать - это просто
насилие над ребёнком. Да, где-то ограничивать надо. Потому что если человек растёт вообще
без запретов, то из него тоже получается урод.
Первый, самый главный, базовый элемент – это общение. Уметь общаться, причём общаться
со снисходительностью. Без спесивости. Снисходительность понимается в том смысле, что
прощать людям их слабости, огрехи в поведении, в разговоре. Быть относительно мягким в
общении.
Второе. Чтобы устроить свою жизнь в социально-финансовом плане, здесь нужна финансовая
смекалка, финансовая грамотность.
Третье. Гармоничность с самим собой. Понимание себя. Знание, чего ты хочешь от жизни.
Причём чего именно ТЫ САМ хочешь от жизни! То есть, не вдолбленные с детства шаблоны,
вроде «дедушка был юристом, мама с папой были юристами, и ты тоже будь юристом!».
В нашем обществе есть «статусные» профессии. Смешно сказать, что эта мода меняется от
десятилетия к десятилетию. Если раньше, например, было престижно быть дантистом, потом
было модно быть аудитором, то сейчас вдруг модно быть юристом, и все ломятся в юристы!
А почему-то вот мотористом в автосервисе быть не модно, считается так. Если тот же Вася,
ну любит он копаться в движках, а ему то же общество в лице родителей говорит: «ну как же
ты будешь копаться в движках, это же грязно». Тебе больше подойдёт чистый халатик. В
поликлинике будешь принимать. Кепочка, колпачок, ухо-горло-нос, все дела. В итоге, Вася
становится «ухо-горло-носом». Но эта профессия не доставляет ему никакого удовольствия.
Если она не доставляет ему удовольствия, значит, он работает халтурно. Если он работает
халтурно, значит, больших вершин в этой профессии он не достигнет. Если больших вершин
он не достигнет, то соответственно, больших денег он не увидит. Значит, он будет фактически
вынужден прозябать в социальном статусе ниже среднего. Денег у него нет. Жизнь не
устроена. Работа постылая и неинтересная. Жизнь этого Васи заканчивается, не начавшись.
В любой профессии можно зашибать огромную деньгу. Не обязательно быть Ури Геллером и
обладать способностями силой мысли гнуть металлические ложки. Не обязательно быть
Шумахером. Или Майклом Джорданом. Не обязательно быть самым первым. Достаточно
просто любить свою профессию. Если человек любит свою профессию, если он ей предан,
если он по жизни занимается своим делом, то финансовое благосостояние приложится при
условии, если он просто не будет щёлкать клювом.
Детский сад, школа, институт, армия – это, на самом деле, вещи одного порядка. Эти
учреждения отличаются только степенью жесткости ограничений. Образование не настроено
на то, чтобы развить в человеке его сильные и положительные качества. Такие как,
способность к самовыражению, самоактуализация, творческий потенциал, лидерские и
созидательные качества.
Например, школа направлена на то, чтобы привести всех к одному «знаменателю». Школа -
это государственное учреждение. Поэтому как любое государственное учреждение, она
направлена на то, чтобы растить индивидуумов для государства. Потому что государству, как
в структуре в самой себе, не нужны отдельные яркие личности. Государству нужна масса. Тот
усреднённый людской фарш, который легко управляем и предсказуем. Яркая личность имеет
своё мнение, а для государства мнение отдельного индивидуума не выгодно. Если
рассматривать государство, как организм, как какую-то функционирующую машину, то
естественно, что ей не нужно, чтобы отдельные элементы начали сами принимать решения и
действовать автономно. Это как, если печень или почки сами начнут «думать», как им
работать. Мозгу это уж точно не понравится.
Как это всё было при Рюрике, при Иване Грозном: «аз буки», что если что-то другое
ляпнешь, то сразу в угол на горох и подставляй задницу, устроят секатор». Так же было и при
большевиках, так же и сейчас. Школа не растит личностей, гениев, неординарных элементов.
Школа - это инструмент смирения, в первую очередь. Инструмент приведения всех к одному
знаменателю. Для чего? У школы одна функция – сделать из детей хорошо управляемую
массу.
Как показывает практика, знание тригонометрии, векторной алгебры и теоремы косинусов не
гарантирует лучшей «выживаемости» индивидуума. Такие частные знания имеют крайне
опосредованное отношение к жизни. Процентов девяносто пять людей живут прекрасно и не
зная, что в цветке есть пестик и тычинка, не зная законы термодинамики и формулу соляной
кислоты.
У университета цель такая же, как и у школы, – создать массу. Только массу более
универсальную в использовании. Школа и ПТУ подготавливают людей для совсем рабочихпрофессий, как фрезеровщик и расточник широкого профиля, или оператор станков с ЧПУ. А
ВУЗы, вроде как, готовят более профессиональных работников. Но опять же, чтобы работать
аппаратчиком на том же «Химпроме», достаточно умений обезьяны. В принципе, можно
посадить обезьяну за эти самые аппараты и показать ей в какие моменты времени, какие
нажимать кнопки и она будет выполнять эти функции. Там фишка в том, что на том же
«Химпроме», если процесс идёт как надо, то достаточно навыков обезьяны. Просто
переключать эти кнопки и переводить задвижки. А если уж пошла какая-то авария, то «бери
противогаз и сваливай». Сделать там в этом случае всё равно ничего не возможно. Университет, якобы, готовит профессионалов своего дела. А на самом деле, всё, чем
занимаются большинство из выпускников универов, так это тыкают кнопочки на машине под
названием «компьютер». Студенты-инженеры, которые после ВУЗа приходят на
производство, за месяц практики перед работой, узнают больше, чем за пять лет лекций и
того, что называется «практиками». То есть, тем начальным «предработным» знаниям можно
научиться за две-три недели! Освоить общие положения, и уже можно идти работать! Без
ночных зубрёжек перед экзаменами и зачётами, без курсовых, без перевода горы бумаги, без
стояний возле деканата и без прочёй нервотрёпки! Без отшибания себе мозгов! Без
превращения в «фарш»!
Университет – это пять-шесть лет жизни, выброшенной впустую!
Ещё есть такой момент. Университет – это «отсрочка от жизни». Так молодой человек в
семнадцать лет должен уже начать самостоятельно жить. Но Россия такая специфическая
страна, что здесь до семнадцати-восемнадцати лет человек всё-таки не является
самостоятельным человеком. На западе в этом возрасте человек уже свободно выходит в
жизнь, работает и обеспечивает себя полностью самостоятельно. В России же в семнадцать
лет человек ещё ребёнок. Поэтому за те пять лет, пока он учится в ВУЗе, фактически, он чуть-
чуть так, медленно, привыкает именно ко взрослой жизни. Точнее к псевдовзрослой. Потому
что многие и в двадцать два и в двадцать три года не способны к самостоятельной жизни
@темы: вечное, словцо, о законах жизни, взято извне, истина для меня, отношение к, о людях